понедельник, 15 декабря 2008
По просьбе
Атех переношу сюда этот пост.
Последнее время мне что-то стали регулярно попадаться посты о нужности/не важности ритуалов в колдовстве. Вот по этому поводу и хочу сказать. Нет, и так ясно, что ритуал личное дело каждого. Ну нравится тебе пялить на себя балахон, отмывать пол от пентаграммы и воска, размахивать палочкой/жезлом/метлой – пожалуйста, наслаждайся. Хочется свечей и благовоний, тоже запросто. Я же о другом сказать хочу, о заговорах. Что у нас с этим? Правильно, любит русский человек халяву, чтоб «по щучьему веленью, по моему хотенью» и без усилий желательно. Только не бывает так. Хочешь что-то получить, изволь приложить усилия. Заговор это не готовая форма вовсе, это руководство к действию. Плюс необходимая ритмическая словоформа. Это к чему? Да к тому, что просто прочитать заговор и получить желаемое не получится. Давайте попробуем рассмотреть эту систему подробнее.
Существует несколько групп заговоров: на исцеление (зашептывание болезней, сглазов), на удачу (для привлечения денег, для улучшения действия амулетов или хозяйственных предметов), на защиту (от ран, от злого глаза, от укуса змеи), на привлечение (любовные, на внимание работодателей или определенной группы людей).
читать дальшеБольшинство заговоров имеют более менее четкую структуру, начиная с вступления-обращения к высшим силам, переходя на описание процесса творимого при заговоре, далее проговаривается некое магическое действо призванное исполнить цель заговора, она обязательно озвучивается после описания этого действия, и наконец, закрепление результата определенной словоформой. Для желающих разобраться подробнее сюда:
www.ruthenia.ru/folklore/judin1.htm (вообще то очень хорошая статья, мне можно было и не писать все дальнейшее, но я скажу проще и понятнее)
Каждая из групп имеет свои особенности, так в заговорах при родах часто мелькают слова «отпираю замки, открываю двери и т.д.» хорошо, но просто слов недостаточно, нужно действительно открывать, отпирать, развязывать. В старину при родах в доме открывали все окна – двери, а если холодно сундуки, ящики и даже печную заслонку. Это связано с символикой, как рождения новой жизни, приходящей словно из другого мира, из материнского чрева, так и двери – символа границы того самого мира. В эту же тему попадает и символическое усаживание больного (порченого, сглаженного) на порог и отливание (обметание, осыпание зерном и проч.) его от болезни, символически изгоняемой за пределы этого мира. Это словоформы «… от этого дома, от его порога, здесь не жить, не бывать, горю не стоять…»
Этот же принцип имеет и наговор от болезней, в котором упоминаются мимохожие, или мифические личности «… идут три старца, три мудреца, я им свою беду отдам…», «… сидит царь с железными зубами, как у него зубы не болят, так и у меня…» что опять же, является отправкой к другому миру, либо к его жителям либо к путникам. Если вы решаете для решения своих проблем использовать подобный заговор, будьте добры создать хотя бы условное соответствие условие заговорам: приоткройте шкафы и тумбочки, если нет возможности распахнуть двери и окна.
Следующий камень преткновения, это часто встречающиеся первые строки «встану не благословясь, пойду не перекрестясь (или наоборот, благословясь и перекрестясь) ныне на фоне противостояния язычества и христианства утерялся основной смысл этой части. В запале отторжения одной из вер начали забывать, что крест куда более древний солярный символ, а благословить может любое божество. Следовательно, это просто указание, следует ли вам обращаться к благоприятным божествам, читая заговор и проводя ритуал при свете дня, или же доверится силам покровительствующим ночи и колдовству добровольно отказавшись от символики светлых покровителей (и любой другой впрочем тоже)
Еще одно указание которое можно прочитать между строк заговоров «…пойду из дверей в двери, из ворот воротами..», « …выйду за ворота, во широко поле…», «…из дома не дверями, со двора не воротами…» здесь нам дается подсказка-отсылка все к тем же границам миров. И даже указывается, сколько порогов нужно перейти, чтоб достичь нужного состояния. Это вовсе не значит, что нужно идти считать двери-пороги, в нынешних условиях это может быть затруднительно. Но вот найти в собственном доме нужное количество дверей вполне реально. В крайнем случае, можно подобрать заговор с подходящими условиями. Если же ставится условие «не дверьми, не воротами» что ж, придется лезть в окно или просто крутнуться на месте, в подходящую сторону. Еще можно в трубу, если хочется экстрима и условия позволяют.
Еще один пункт-указание, «…выйду в поле широкое…», «..пойду к перекрестку трех (четырех, пяти) дорог…» или там в «глух лес со всяк чудовищ». Вот не спроста это, каждое из этих мест считается символическим обиталищем, и соответственно находится под покровительством определенных божеств. Вспомним хоть покровительницу перекрестков Гекату, Тано-ками или Чака – покровителей полей, ну или Ярило, если хочется чего поближе и роднее. Чаще всего такие отсылки к местам подкрепляются указанием на определенную стихию «течет там река студеная», «стоит стена огненная», «на семи ветрах», «на пяти холмах». Это, как вы понимаете тоже не для красного словца. Нет, идти искать реку, нужное количество холмов или камень Алатырь не стоит. Соседей поджигать тоже, даже если хочется. А вот озаботится наличием символов стихий рядом стоит. Свечку там, чашку с водой, блюдце с землей и горшок с цветком на подоконнике, благовоние какое. В общем все в ваших руках, ограничения только по размаху фантазии.
Есть в части заговоров так же и указание на время и стороны света для проведения обряда: «…пойду на заре утренней (вечерней)…», «…стоит на западе гора, под ней…», « …на море-океане, на острове Буяне…» Вот последнее, пожалуй самое забавное, нужно сообразить что мифический остров Буян не являлся географическим местом нашего мира, а скорее находился в верхнем мире. Для любопытных очень интересная статья здесь: nauka.relis.ru/10/0111/10111031.htm Это же во многом относится к реке Смородине и прочим загадочным местам.
Так что произнести заговор недостаточно. Надо сперва хорошенько подумать, а потом еще и проделать все необходимое сверх заговора, чтоб получить устойчивый результат.
Для особо упорных ссылка:
zhelty-dom.narod.ru/linguistics/txt/0002.htm психологическое и этнолингвистическое исследование заговоров. Там еще много интересных статей, дерзайте.
@темы:
Магия слова,
Заговоры и заклинания