Сегодня поговорим о ловцах сновидений (dreamcatchers) – подвесных сеточках-паутинках для работы со снами.
Начнем с того...Начнем с того, что ловцы – это вовсе не средство для убережения себя, любимого, от ночных кошмаров. Сущий бред, что по какой-то причине «паутинка» станет ловить кошмары, беспрепятственно пропуская хорошие сны… да и если бы она охраняла сон, называлась бы она не dreamcatcher, а, к примеру, dreamguardian. А кроме того, ловцы в первую очередь использовались шаманами, которые, теоретически, должны были уже пройти оценочную стадию – «хороший сон, плохой сон». А вот разделение на сны нужные и ненужные вполне могло существовать.
Для работы в пространстве сна «ловцы» действительно очень удобны.
Во-первых, узлы «паутинки» служат своеобразной картой мира сновидений, и предметы, которые сноходец вплетает в узелки сетки, становятся ключами, позволяющими быстро вернуться в тот участок сна, который в данный момент представляется значимым. Карта пространства сна у каждого человека индивидуальна, именно поэтому не встретишь двух одинаковых ловцов снов (я, разумеется, не говорю про магазинные образчики).
А во-вторых, в соответствии с названием, «паутинка» действительно позволяет ловить сны… только не в целом плохие или хорошие, а нужные в настоящий момент: вещие сны, сны-решения и т.п. Узоры «паутинки», - а их довольно много, и от них зависит сфера действия ловца, - работают примерно как лабиринты: запутывают ненужное, а до центра добирается тот самый, необходимый сновидцу сон.
На самом деле, работа с ловцами требует определенного навыка, никогда нельзя забывать, что через паутинку, если работать с ней плотно, проходят не только сновидения, но и душа сновидца. У манси, к примеру, есть одно сказание, где некий человек увидел у шамана силки для снов. Желая избавиться от «больного сна», он вешает такие же силки у себя в изголовье и ложится спать, а наутро видит, что в силках запуталась пестрая тетерка. Но он не шаман, он не понимает, что тетерка – его собственная душа, он достает птицу из силков и бросает в огонь, думая, что именно она виновата в его «больных снах». Вскоре о случае узнает шаман и начинает ругать этого человека, говорит, что тетерку надо было съесть, чтобы душа не ушла. Но раз уж он ее сжег, то ему надо найти хотя бы тетеревиное яйцо и выпить, чтобы из этого яйца у него выросла новая душа. Но для тетеревиных яиц «не сезон», человек не находит нужного и в скором времени умирает.
Кстати, именно тем, что через «паутинку» ходит и душа спящего, и объясняется крайняя желательность собственноручного изготовления ловца: сновидец должен помнить расположение узлов не только зрительно, а руками, пальцами, всем телом, чтобы самому не заблудиться по дороге.
Коротко расскажу об изготовлении ловца – на примере индейского, а потом проговорю особенности-отличия сибирских ловцов.
Итак:
Потребуется: либо вымоченная ивовая лоза, либо любой круг… лучше бы, на мой взгляд, деревянный, потому что металл и особенно пластик очень трудно использовать в пространстве сна. Кстати, по этой же причине рекомендую использовать материалы животного происхождения – кожу, конский волос, жилы. Шерсть и хлопок подходят значительно хуже, шелк – серединка на половинку.
-Ивовая лоза или деревянный круг, гнутый или долбленый, диаметром сантиметров 35
-Кожаные ленточки
-Конский волос или пряденые нитки (цвета выбирайте: у американских индейцев они не регламентированы, а в Сибири регламентированы довольно строго)
-Перья (в идеале: для мужского ловца - орлиные, для женского - совиные), бусины и прочие радости жизни.
Круг, который станет основой для ловца, должен быть крепким и надежным – он обозначает само пространство сна, и негоже, если оно то и дело будет рассыпаться.
Круг плотно обматывается кожаной ленточкой, начиная от условной верхней точки, с того места, где будет подвесная петля. Когда закончите обмотку, свяжите концы ленточки – сделайте петлю.
Нитку, которая образует саму паутину, надо привязать к раме прямо возле петли, и, двигаясь по часовой стрелке, навязать через каждые 2-3 см полузакрепленные узлы. Промежуток между последним и первым узлами должен быть чуть меньше остальных, чтобы не получилось дырки.
Общее примечание: не стоит натягивать нитку слишком сильно.
Когда сделан полный круг, из той же нитки сделайте следующий полузакрепленный узел в середине первой образованной ниткой петли. Далее, двигаясь по спирали, заполните весь круг, оставив посередине отверстие. Привяжите нитку к последней петле и обрежьте «хвостик».
Далее переходим к украшательствам )
В традиционном варианте берутся те же кожаные ленточки, какими обмотан круг, отрезаются три куска для подвесок. Ленточку сложить вдвоя, пропустить под рамкой ловца, на обе ленточки надеть несколько бусин, которые зафиксируют их в нужной точнее на рамке. На каждый из двух концов ленточки тоже надеть по нескольку бусин, и под бусины же вставить черенки перьев.
«Паутинку» украсить на свое усмотрение – бусинами, клочками кожи и меха, пушинками, камешками и т.п.
Немного расскажу о сибирских ловушках.
Они также представляют собой круг, но исключительно деревянный и довольно крепкий: отверстия для пропускания ниток в нем высверливаются и внешний круг ничем не обматывается.
Круг делится на 36 секторов темно-синими нитями - они символизируют как срединный мир вообще, так и сны, которые в него приходят.
По этим направляющим проложена закрученная посолонь спираль из ярко-красной нитки, причем ее условный центр смещен вверх. Спираль обозначает "темное солнце" мира сновидений.
Центр закрыт меховым кружком - это приманка для духов.
От центра отходит длинный кожаный шнурок с меховой кисточкой, и три таких же шнура привязаны снизу к раме - это дороги духов.
Считается, что в течение дня духи поднимаются по этим шнурам, проходят солнечную спираль и запутываются в меховой серединке. Ночью духи спускаются по центральному шнурку и становятся снами. То, что при помощи такой ловушки шаман видит во сне, он потом запечатлевает в виде маленьких фигурок и привязывает их к паутинке или к раме, таким образом запоминая и систематизируя свои сны.
Выглядит сибирский ловец примерно так (лучше фотки не нашла):
Начнем с того...Начнем с того, что ловцы – это вовсе не средство для убережения себя, любимого, от ночных кошмаров. Сущий бред, что по какой-то причине «паутинка» станет ловить кошмары, беспрепятственно пропуская хорошие сны… да и если бы она охраняла сон, называлась бы она не dreamcatcher, а, к примеру, dreamguardian. А кроме того, ловцы в первую очередь использовались шаманами, которые, теоретически, должны были уже пройти оценочную стадию – «хороший сон, плохой сон». А вот разделение на сны нужные и ненужные вполне могло существовать.
Для работы в пространстве сна «ловцы» действительно очень удобны.
Во-первых, узлы «паутинки» служат своеобразной картой мира сновидений, и предметы, которые сноходец вплетает в узелки сетки, становятся ключами, позволяющими быстро вернуться в тот участок сна, который в данный момент представляется значимым. Карта пространства сна у каждого человека индивидуальна, именно поэтому не встретишь двух одинаковых ловцов снов (я, разумеется, не говорю про магазинные образчики).
А во-вторых, в соответствии с названием, «паутинка» действительно позволяет ловить сны… только не в целом плохие или хорошие, а нужные в настоящий момент: вещие сны, сны-решения и т.п. Узоры «паутинки», - а их довольно много, и от них зависит сфера действия ловца, - работают примерно как лабиринты: запутывают ненужное, а до центра добирается тот самый, необходимый сновидцу сон.
На самом деле, работа с ловцами требует определенного навыка, никогда нельзя забывать, что через паутинку, если работать с ней плотно, проходят не только сновидения, но и душа сновидца. У манси, к примеру, есть одно сказание, где некий человек увидел у шамана силки для снов. Желая избавиться от «больного сна», он вешает такие же силки у себя в изголовье и ложится спать, а наутро видит, что в силках запуталась пестрая тетерка. Но он не шаман, он не понимает, что тетерка – его собственная душа, он достает птицу из силков и бросает в огонь, думая, что именно она виновата в его «больных снах». Вскоре о случае узнает шаман и начинает ругать этого человека, говорит, что тетерку надо было съесть, чтобы душа не ушла. Но раз уж он ее сжег, то ему надо найти хотя бы тетеревиное яйцо и выпить, чтобы из этого яйца у него выросла новая душа. Но для тетеревиных яиц «не сезон», человек не находит нужного и в скором времени умирает.
Кстати, именно тем, что через «паутинку» ходит и душа спящего, и объясняется крайняя желательность собственноручного изготовления ловца: сновидец должен помнить расположение узлов не только зрительно, а руками, пальцами, всем телом, чтобы самому не заблудиться по дороге.
Коротко расскажу об изготовлении ловца – на примере индейского, а потом проговорю особенности-отличия сибирских ловцов.
Итак:
Потребуется: либо вымоченная ивовая лоза, либо любой круг… лучше бы, на мой взгляд, деревянный, потому что металл и особенно пластик очень трудно использовать в пространстве сна. Кстати, по этой же причине рекомендую использовать материалы животного происхождения – кожу, конский волос, жилы. Шерсть и хлопок подходят значительно хуже, шелк – серединка на половинку.
-Ивовая лоза или деревянный круг, гнутый или долбленый, диаметром сантиметров 35
-Кожаные ленточки
-Конский волос или пряденые нитки (цвета выбирайте: у американских индейцев они не регламентированы, а в Сибири регламентированы довольно строго)
-Перья (в идеале: для мужского ловца - орлиные, для женского - совиные), бусины и прочие радости жизни.
Круг, который станет основой для ловца, должен быть крепким и надежным – он обозначает само пространство сна, и негоже, если оно то и дело будет рассыпаться.
Круг плотно обматывается кожаной ленточкой, начиная от условной верхней точки, с того места, где будет подвесная петля. Когда закончите обмотку, свяжите концы ленточки – сделайте петлю.
Нитку, которая образует саму паутину, надо привязать к раме прямо возле петли, и, двигаясь по часовой стрелке, навязать через каждые 2-3 см полузакрепленные узлы. Промежуток между последним и первым узлами должен быть чуть меньше остальных, чтобы не получилось дырки.

Общее примечание: не стоит натягивать нитку слишком сильно.
Когда сделан полный круг, из той же нитки сделайте следующий полузакрепленный узел в середине первой образованной ниткой петли. Далее, двигаясь по спирали, заполните весь круг, оставив посередине отверстие. Привяжите нитку к последней петле и обрежьте «хвостик».

Далее переходим к украшательствам )
В традиционном варианте берутся те же кожаные ленточки, какими обмотан круг, отрезаются три куска для подвесок. Ленточку сложить вдвоя, пропустить под рамкой ловца, на обе ленточки надеть несколько бусин, которые зафиксируют их в нужной точнее на рамке. На каждый из двух концов ленточки тоже надеть по нескольку бусин, и под бусины же вставить черенки перьев.

«Паутинку» украсить на свое усмотрение – бусинами, клочками кожи и меха, пушинками, камешками и т.п.
Немного расскажу о сибирских ловушках.
Они также представляют собой круг, но исключительно деревянный и довольно крепкий: отверстия для пропускания ниток в нем высверливаются и внешний круг ничем не обматывается.
Круг делится на 36 секторов темно-синими нитями - они символизируют как срединный мир вообще, так и сны, которые в него приходят.
По этим направляющим проложена закрученная посолонь спираль из ярко-красной нитки, причем ее условный центр смещен вверх. Спираль обозначает "темное солнце" мира сновидений.
Центр закрыт меховым кружком - это приманка для духов.
От центра отходит длинный кожаный шнурок с меховой кисточкой, и три таких же шнура привязаны снизу к раме - это дороги духов.
Считается, что в течение дня духи поднимаются по этим шнурам, проходят солнечную спираль и запутываются в меховой серединке. Ночью духи спускаются по центральному шнурку и становятся снами. То, что при помощи такой ловушки шаман видит во сне, он потом запечатлевает в виде маленьких фигурок и привязывает их к паутинке или к раме, таким образом запоминая и систематизируя свои сны.
Выглядит сибирский ловец примерно так (лучше фотки не нашла):

@темы: Dream Catchers, Предметы, Ручная работа
Только у меня один вопрос: а кроме собственноручного изготовления, ловца как-то "пробуждать" да на себя настраивать нужно?
Нужно ли ему давать какие-то... задания?
Ну и совсем уж странный вопрос: а ловец в пространстве сна сновидца как-то проявляться может/должен (например как бубен в нижнем мире)?
Задания вряд ли. Вообще, у меня никогда не возникало желания в пространстве сна работать с ловцами, которые делали на производстве какие-то неведомые мне тети и дяди...
Но, если уж в этой сфере никаких неприятных ощущений нет, то сначала надо на ловце обозначить свои пути - т.е. работать с ним как с дневником сновидений: начать из какой-либо точки вычерчивать свои сонные пути, соотносить узлы с местами, добавлять на ловца побрякушек по значимым снам... а дальше уже проблем не должно быть с целеположением у предмета )
Почему странный?
Ловец в пространстве сна появляться может и должен... Он, в частности, карта, компас, нить Ариадны... на всякий случай.
Хотя на самом деле - это личное дело каждого: тащить с собой предмет силы в сон, не тащить, пригодится - не пригодится.
Отчего так и как с этим бороться?
Заранее благодарю =)
Когда-то мне пытались подарить покупной ловец - я отказалась. Я тогда была маленькой. Мне лет 12 было. Но у меня было четкое ощущение, что мне будет плохо от этой вещи. А сейчас я кручу круги и ивовых прутьев и мне так свободно и хорошо.
Спасибо за пост) Он был найден случайно, когда я искала мастер-классы. Но воодушевил не меньше, чем то, с чего началась моя затея)